Электронная приёмная | Официальный сайт | Контакты
Адрес лицея: Москва, ул. Молостовых, 10а | Телефон канцелярии: (495) 307-11-61
О лицее
Учебный процесс
Внеурочная образовательная деятельность
Внеклассная жизнь
Импульс
Форум

Проекты лицея → Новая концепция изучения иностранного языка

Из опыта работы С.И. Шевченко.
(председатель МО ин.яз., учитель английского языка)

Новая концепция содержание языкового образования в области иностранного языка
в профильном лицее №1502 при МЭИ

Сегодня никто не будет отрицать важную роль иностранного языка в жизни современного общества. В современном российском обществе, для которого характерны расширение межгосударственных отношений, торгово-экономических связей с зарубежными странами, развитие науки и техники, усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса, как средства устного и письменного общения между представителями разных народов и культур.

Энергофизический лицей 1502, являясь, по сути, техническим общеобразовательным учебным заведением, основанным при МЭИ, ставит перед собой задачу подготовить техническую интеллигенцию будущего, для которой иностранный язык является важным средством постоянного личностного и профессионального самосовершенствования.

Специфика лицея в том, что здесь обучаются только старшеклассники (9-11 классы) и изначально, при поступлении, школьники имеют разные способности, возможности, подготовленность и намерения в отношении к иностранному языку. Поэтому дифференцированное обучение иностранному языку в лицее заложено в самой структуре обучения и дает возможность сочетать разные модели обучения иностранному языку. Проанализировав все выше сказанное, а также интересы, желания и возможности учащихся, мы пришли к выводу, что обучение должно быть сориентировано на конкретную личность. Такое различие запросов обучаемых обуславливает необходимость дифференцированного подхода как к определению цели, так и содержания обучения иностранному языку.

Другими словами, мы поняли, что обучение иностранному языку в лицее технического профиля должно носить разноуровневый характер в зависимости от конкретных потребностей и исходного уровня владения иностранным языком у обучаемых.

Экспериментальная работа в рамках городской экспериментальной площадки в области языкового образования позволила не только осознать возможности вариативного разноуровнего образования учащихся в рамках одного учебного заведения, но и разработать новую концепцию содержания языкового образования, которая включает программно-методическое обеспечение процесса обучения.

I. Программа.

Впервые в нашей практике в лицее разработана и издана программа разноуровнего обучения, которая также носит модульный характер и учитывает все потребности лицея.

Данная программа отражает новый подход в реализации содержания предмета иностранный язык, который заложен в общей политике Московского регионального языкового образования.

Новый подход к содержанию образования определяется, прежде всего, учетом конкретных потребностей обучаемых в использовании иностранного языка, в ориентации на личность обучаемого, уровень его способностей и языковой подготовки. Различие запросов обучаемых обуславливает необходимость дифференцированного подхода к определению, как цели, так и содержания обучения иностранному языку. Другими словами, обучение иностранному языку в лицее носит дифференцированный разноуровневый характер в зависимости от конкретных потребностей и исходного уровня владения иностранным языком учащегося.

Разноуровневость обучения определяется, прежде всего, на основании вступительных тестов при наборе учащихся в 9-ые классы, построенных на базе программы Московского образовательного стандарта. По итогам тестов учащиеся распределяются в классы с высоким и повышенным уровнем владения иностранным языком.

Учащиеся, поступающие в 10 класс, проходят тестирование уже после зачисления в лицей. По полученным результатам формируются языковые группы в соответствии с их уровнем владения языком. Каждый класс делится на 3 языковые группы (по 10 чел.), поэтому внутри одного класса могут быть как разноуровневые группы, так и группы одного уровня, где учащиеся собраны по их фактическим знаниям и равным возможностям.

По результатам единого контроля фиксируемым каждым учителем иностранного языка в индивидуальных ведомостях ВШК (Приложение №1), учащиеся имеют возможность не только сменить профиль в целом, если показатели не соответствуют уровню группы, в которой он обучается (выше/ниже), но и перейти в другую группу по своему уровню внутри одного класса, что дает возможность учащимся чувствовать себя комфортно на уроках Основные характеристики программы с точки зрения определения и изучения иностранного языка заключается в следующем:

  —  дифференцированный уровневый характер;

  —  профильно-ориентированный характер;

  —  модульный характер.

Дифференциация потребностей в иностранном языке и исходного уровня обучаемых определяет логику дифференцированной уровневой программы, которая предполагает три модели обучения.

Профильная ориентация в обучении иностранному языку достигается включением профильно-ориентированного компонента (соотнесенного с возможностями 1-ой, 2-ой, 3-ей моделей обучения) в содержание обучения иностранного языка, а также выделением отдельных профильно-ориентированных модулей в рамках предмета «иностранный язык». Причем профильная ориентация имеет не только узко профессиональную направленность (технический перевод, бизнес-курс, деловое письмо), но и обще учебную (страноведение Великобритания, США)

/пособия по Техническому переводу и Бизнес курсу/

II. Апробация и адаптация УМК.

Важную роль в достижении конечной цели, безусловно, играет правильный выбор учебника. В настоящее время лицей работает по зарубежным УМК "Headway" для II и III моделей и "Lifelines" для I модели обучения.

Можно спорить о достоинствах и недостатках зарубежных УМК, но апробировав их на протяжении 4-х лет, разработав технологические карты к УМК "Headway", считаем, что данные УМК соответствуют и возрасту наших учащихся (14-16 лет), и их интересам, а также сохраняют преемственность с МЭИ, т.к. вуз продолжает работать по этим УМК следующего уровня.

Правильный выбор учебников как способствует росту мотивации к изучению иностранного языка, достижению высокого уровня его владения, так и подготавливает учащихся к независимому тестированию «ЭМС Релод» и международным экзаменам, чья популярность растет год от года.

Учителя лицея 1502 не только использует УМК "Headway" и "Lifelines", на своих уроках но и разрабатывают и апробируют дополнительные материалы в соответствии с разделами учебника (Grammar, Reading, Listening и т.д.), а также собственные лицейские издания по модулям «Страноведение: Великобритания, США»; Технических перевод» (курс лекций для учителей и сборник текстов, по содержанию соответствующих школьной программе по физике, информатике, математике и т.д.; «Деловое письмо»).

/Технологические карты по УМК HEADWAY/

III. Диагностика.

Разноуровневая учебная программа в лицее ориентированная по целевому уровню (базовый, повышенный, высокий) дает возможность проведения уровневого контроля по единой системе оценки.

В соответствии с разноуровневой программой были разработаны материалы для проверки исходного уровня владения иностранным языком, промежуточного и конечного уровня владения иностранным языком. Материалы промежуточного и итогового тестирования составлены по единому образцу уровневого теста Proficiency, с учетом разности трудности материала, предлагаемого в середине и в конце учебного года и соответствующей оценки по основным критериям с учетом диагностики составления уровней.

В данных материалах I блок теста предлагается для тестирования исходного уровня. Тестирование поступающих ориентировано на базовый уровень владения иностранным языком в соответствии с параметрами, зафиксированными в Российском Государственном базовом стандарте (1996 г.). Содержание и структура этого теста отражают основные компоненты базового уровня владения иностранным языком. Вступительные варианты теста можно рассматривать в качестве так называемого Placement Test(тест группировки учащихся по уровням).

Материалы промежуточного тестирования разработаны в соответствии с принципами дифференциации обучения иностранному языку, заложенными в программе, и ориентированы на три модели обучения, которые различаются по целевому конечному уровню (базовый, повышенный, высокий). Соответственно предлагаемые промежуточные тесты отражают динамику становления указанных уровней, основываясь на учебных материалах программы. Данный вариант теста можно рассматривать в качестве, т.н. Achievement Test (тест достижения).

Материалы итогового тестирования разработаны в соответствии с требованиями конечного уровня владения иностранным языком по трем моделям обучения. Данный блок тестов соответствует типу Proficiency Test (уровня владения иностранным языком) и по содержанию и структуре отражает основные компоненты уровневой характеристики.

Все виды контроля проверяют ЗУН учащихся по основным видам речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение и лексико-грамматический аспект) и составлены в соответствии с требованиями Евросоюза по языковому развитию, а также с требованиями Министерства Просвещения РФ, предъявляемые к ЕГЭ.

Единая система контроля и оценки дает возможность:

  —  объективно оценить знания учащихся одного уровня и соответствие его данному уровню;
  —  проследить прогресс/регресс учащихся одной группы на протяжении учебного года/нескольких лет;
  —  откорректировать слабые стороны каждого учителя. (Приложение №1)

Говоря об итоговой аттестации, нельзя не сказать о независимом тестировании на подтверждение уровня владения английским языком, проводимым Экзаменационным Методическим Советом (ЭМС) «Релод». Учащиеся 9-х и 11-х классов высоко мотивированы на прохождение тестирования, т.к. успешно сдавшие тест и подтвердившие заявленный уровень, освобождаются приказом по школе от выпускного экзамена, который является экзаменом по выбору.

РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОГО ТЕСТИРОВАНИЯ «РЕЛОД» В ГОУ ЛИЦЕЙ №1502 при МЭИ

Важную роль в подготовке к независимому тестированию играет самостоятельная работа учащихся на базе Учебного Ресурсного Центра (УРЦ) лицея.

IV. Автономное изучение иностранного языка.

В связи с развитием современных образовательных технологий и широким использованием технических средств в преподавании иностранных языков широкое распространение получает понятие автономного обучения, которое создает условия для развития способности учащегося к самостоятельной образовательной деятельности на базе учебного ресурсного центра (УРЦ).

Целью создания УРЦ на базе школ является обеспечение максимально благоприятных условий для развития автономии учащегося в области «иностранный язык» во внеурочное время, а также предоставление ресурсной базы в целях саморазвития учащегося в информационной и образовательной среде.

Основными задачами УРЦ являются:
1. Обеспечить возможность учащимся успешно учиться английскому языку;
2. Вызвать интерес к работе над различными аспектами языка;
3. Вызвать потребность в использовании различных технических средств при изучении английского языка;
4. Дать возможность учащимся самостоятельно управлять своей учебной деятельностью: сравнивать результаты собственного выполнения учебной задачи с определенным эталоном и при этом самостоятельно обнаруживать, исправлять или предупреждать свои ошибки;
5. Формировать способность учащихся к самостоятельному накоплению знаний, самоконтролю и самокоррекции. /Приложение 2/

Мы видим 4 направления работу УРЦ, а именно (см. схему):
1. Индивидуальная работа учащихся;
2. Групповая работа учащихся;
3. Группа учащихся вместе с учителем;
4. Индивидуальная работа учителя.

В настоящее время работа ведется по двум направлениям
  —  индивидуальная работа учащихся, которая предполагает совершенствование учащимися различных аспектов языка, как самостоятельно, так и с консультацией учителя;
  —  индивидуальная работа учителя, включающая повышение языкового и методического уровня, создание методических пособий, подготовку и разработку тестов к промежуточному и итоговому контролю, подготовку к урокам.

Говоря о УРЦ, нельзя не упомянуть о его ресурсной базе и техническом оснащении. В настоящее время УРЦ лицея располагает:
1. Библиотека УМК издательства Oxford University Press (OUP), включающая словари, справочную литературу, грамматические справочники и пособия, методические пособия для преподавателей, УМК по бизнесу, материалы по страноведению «Великобритания» и «США»;
2. Интернет;
3. Мультимедийная установка;
4. Библиотека CD, DVD;
5. Телевизор с аудио- и видео- установками.

УРЦ Лицея №1502 при МЭИ тесно сотрудничает с лицейской библиотекой, которая оснащена электронным каталогом и имеет возможность выйти на любую библиотеку, включая Государственную фундаментальную библиотеку МЭИ.
В будущем предлагается расширение ресурсной базы, в том числе за счет материалов, которые могут подготовить сами учителя экспериментаторы с учетом конкретных потребностей образовательного процесса /Пособия по РД для УРЦ/.
Концепцией создания ресурсного центра является развитие автономии учащегося, т.е. его способности ставить цели и задачи своего само - совершенствования, и именно это заложено в перспективном развитии нашего среднего образования.

Для более полной реализации индивидуальных запросов отведены часы под элективные курсы для учебных групп, организованных не внутри одного класса, а на базе одной параллели. В качестве примера приведем элективный курс «Основы перевода художественной и научно-популярной литературы» для 11-х классов. Цель данного курса – ознакомить учащихся с основными положениями современного переводоведения, создать у учащихся теоретическую и практическую базу для формирования умений и навыков перевода, необходимых в их учебном процессе и в будущей деятельности.
Со следующего года начнет работать курс для параллели 10-х классов «Инженерное дело». Предлагаемый курс дает возможность учащимся овладеть практическими базовыми знаниями английского языка в этой области, которые потребуются им в реальном мире. Курс «Инженерное дело» включает аутентичные тексты, практические задания, функциональный язык и лексику, что, безусловно, необходимо для выпускников лицея технического профиля.
Учитывая, что ведущей деятельностью старших школьников становится учебно-профессиональная, в Лицее №1502 при МЭИ эффективно организован элективный компонент и профильные спецкурсы в форме исследовательской и проектной работы, как один из резервов повышения мотивации учебной деятельности, а именно использование проектных технологий на уроке и во внеурочное время. Разноуровневая программа обучения иностранному языку в лицее дает возможность осуществлять проектные технологии на III модели обучения.

Первый опыт применения этой методики относится к 1997 году, когда учащиеся сделали 3 проекта о Rock & Pop музыке. Работали три независимые группы по 5 человек в каждой. Конечный продукт данных проектов представлял собой музыкальный журнал Fanzine и его презентацию. Эти проекты участвовали в конкурсе, посвященном 850-летию г. Москвы.
При осуществлении проектных работ учитывается, что эта деятельность может быть классной и внеклассной, индивидуальной и групповой, что она требует развитого воображения, превращает изучение языка в нечто близкое и необходимое, развивает все учебные навыки, все виды речевой деятельности.
Многолетний опыт организации проектной деятельности с учащимися убеждает в том, что лицеист, выполняющий проект, обогащает себя знаниями фактического материала по теме, увеличивает свой активный и пассивный словарь, приобретает навыки творческого моделирования материала (умение сужать полученную информацию до схемы, диаграммы, умение комментировать информацию, подавать ее в интересном для читателя виде).
Экспериментальная работа показала, что нестандартные формы и приемы работы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся; легко, осмысленно и прочно усваивают материал и главное умеют им практически пользоваться.

V.Преемственность Школа-ВУЗ.

В соответствии с одобренной Правительством РФ «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.», основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Обучение должно быть построено с возможностью реализации юношами и девушками своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Содержание образования базируется на материале профильно-ориентированного характера.
Современная тенденция языкового образования заключается в том, что в основу непрерывного языкового образования («Школа-ВУЗ») положена система преемственности уровней владения иностранным языком. Становление уровневого характера является определение основных целей социального обучения.
Лицейская программа по иностранному языку четко описывает этапы профильно–ориентированного предвузовского обучения иностранному языку.
1. Модуль разноуровневого содержания обучения в основе лицейской программы по иностранному языку позволяет подготовить выпускников таким образом, что объем их языковой подготовки дает возможность гибко и адаптивно продолжить свое обучение в ВУЗе с учетом своей языковой подготовки (т.е студенты могут легко адаптироваться в ВУЗе).
Предметное содержание общения в программе охватывает такую сферу общения, как учебно-профессиональную, включающую в себя тему «Образование и будущая профессия», и поднимает проблемы для дискуссий:
  —  образование в 21 веке (проблемы и перспективы);
  —  возможности получения образования в нашей стране, а также для выпускников нашего лицея на базе МЭИ;
  —  планы на будущее и карьера;
  —  рынок труда и уверенность в будущем.
Профильная ориентация обучения иностранному языку в лицее построена на базе учебных модулей, таких как «Бизнес курс» и «Технический перевод». Последний модуль дает основу технического перевода и подготавливает учащихся к дальнейшему, более глубокому изучению технического перевода в МЭИ.

2. В содержании лицейской программы заложен компонент учебно-познавательной компетенции, учебные умения самостоятельно работать над языком.
В лицее существуют предметы по выбору, связанные с иностранным языком: «Теория и практика перевода», «Профессионализация изучения иностранного языка на примере расширения вокобуляра».
Для выпускников лицея разработаны разноуровневые программы для групп языковой поддержки, а также программы спецкурсов по интересам (бизнес-курс, гид-переводчик и т.д.).

3. Одним из важных является компонент социально-ориентированных технологий и профессиональной деятельности. В качестве ведущей технологии обучения используются продуктивные технологии самостоятельной работы:
a. проектные технологии («Экология», «Лицейское образование», «Проблемы молодежи» и др.)
b. спецкурс автономного изучения иностранного языка в Ресурсном Центре.
Все выше перечисленное создает основу, чтобы выпускник лицея переносил эти технологии на вузовскую работу.

4. Система контроля и оценки моделирует структуру и содержание современного экзамена по иностранному языку, включая ЕГЭ, готовит справиться с ЕГЭ, с современными экзаменационными материалами.
В сфере этого единая система тестирования выпускников лицея по английскому языку позволяет сформировать разноуровневые языковые группы в МЭИ на основе сертификатов, определяющих уровень владения английским языком без дополнительного тестирования в МЭИ.
Сертификация выпускников введена на основе результатов итогового тестирования в лицее с указанием баллов по 100-балльной шкале оценок и фактического уровня владения иностранным языком. Это тестирование может быть независимым и проводиться ЭМС «Релод».

Главной целью программы преемственности «Школа-ВУЗ», разработанной совместно с преподавателями кафедры иностранных языков МЭИ, является рост мотивации у студентов в изучении иностранного языка. Выпускники лицея не только продолжают изучать иностранный язык в рамках основного курса, но и в большинстве стремятся получить второе высшее образование –«референта-переводчика».
Таким образом, новая концепция языкового образования решает ряд первостепенных задач, стоящих перед современной школой: во-первых, это формирование коммуникативной компетенции, во-вторых, развитие и поддержка интереса к изучению иностранных языков, в-третьих, создание условий для наиболее полного раскрытия потенциальных методических и педагогических возможностей преподавателей лицея и ВУЗа.

Вот уже два года мы участвуем в эксперименте по французскому языку, как второй иностранный на базе классов 3-й модели с углубленным изучением английского языка. Обучение осуществляется в течение 2-х лет (10-11 классы) с нулевого уровня владения языком.
Изучение французского языка как второго иностранного рассматривается как средство приобщения учащихся к новой национальной культуре и как средство овладения еще одним способом участия в межкультурной компетенции.
Курс обучения включает материалы о стране изучаемого языка и культуре ее народа, формулы речевого этикета в бытовой и культурной сферах общения, знакомство с деловым французским языком, написание различных деловых бумаг.

УМК "PANORAMA I" CLE International выбран нами :
1. Он предназначен для старших подростков и взрослых. Целями обучения являются формирование общей коммуникативной компетенции и приобретение социокультурных умений и навыков, интеграция учащихся в жизненное пространство Франции и воспитание уважения к другим народам.
2. "PANORAMA I" включает в себя:
  —  книгу для ученика (учебник)
  —  рабочую тетрадь
  —  книгу для учителя
  —  3 аудиокассеты (иCD) для класса и 2 для индивидуальной работы с записью всех диалогов и упражнений по фонетике, лексике, грамматике
  —  видеокассету с видеофрагментами к каждому уроку
контрольные тесты с аудиокассетой
3 .Пособие открытого типа: для работы в Интернете имеется livret, что расширяет возможности для самостоятельного изучения французского языка
4. Содержание обучения способствует формированию ЗУН во всех видах РД
5. Среди педагогических принципов, положенных в основу обучения, выделяются:
  —  разнообразие средств языка и речи
  —  разнообразие тематики и панорама французской жизни
  —  равномерное распределение коллективной, групповой и индивидуальной работы
  —  облегчение процесса обучения при помощи таблиц и четко сформулированных инструкций
6. Использование проектной технологии в обучении французскому языку
7. Обилие разнообразных упражнений для сознательного обучения и контроля всех видов РД.
В УМК "PANORAMA I" предложена многоступенчатая методика работы с видеоматериалами, которая интересна и эффективна при изучении иностранного языка, Эта методика была апробирована на уроках.
Жаль, что из-за малого количества часов мы не можем изучить все уроки курса, но несмотря на это у учащихся сформирована общая коммуникативная компетенция и они готовы к дальнейшему самостоятельному изучению французского языка.

И в заключении хочется сказать, что кульминацией нашей экспериментальной деятельности явилось наше участие в конкурсе на премию Президента РФ в области образования, и мы стали лаурятами премии Президента РФ в области образования за научно- практическую разработку для непрерывного образования «Лицей как профильная школа в системе интеграции школа-ВУЗ»